Алик
Грановский прочно и заслуженно завоевал себе славу одного из лучших и
самобытных бас-гитаристов нашей страны. Действительно, то что делает он,
подчас кажется невероятным и недосягаемым, и в первую очередь это,
конечно же, относится к его исполнению соло. Безусловно, что в качестве
командного бас-гитариста и лидера проекта Алик профессионально – четко и
грамотно выполняет свои функции. Однако, соло на бас-гитаре – это та
область его деятельности в которой он, как мне кажется, дает своему
музыкальному воображению гораздо большую свободу, и в которой, как
следствие, его музыкальная индивидуальность раскрывается наиболее полно.
В данной статье речь пойдет о семи сольных пьесах
Алика Грановского, записанных им на альбомах групп «Ария» и «Мастер» в
период с ‘86-го по ’99-й год.
Прежде чем вы начнете разучивать эти соло, я
рекомендую вам многократно прослушать каждое из них. Дело в том, что
Алик играет очень музыкально, множество частей сыграно rubato, и ноты,
как вы понимаете, совершенно не передают всех этих ощущений. К тому же,
то что Алик играет приемом рейк, иногда просто невозможно точно
расписать на ноты, поэтому я, для наглядности в основном, ограничился
указанием количества пальцев правой руки, которыми делается рейк. Также,
для того чтобы вам было легче и удобнее разучивать эти пьесы, я условно
разделил большинство из них на несколько частей, а в концертном соло
’97-го года пронумеровал такты. Плюс, обратите внимание на значок (О), стоящий над нотами, – он бозначает открытую струну.
И последнее перед тем как мы начнем, – я хотел бы
выразить большую благодарность лично Алику Грановскому за его помощь
при создании данного материала, – за сделанные им важные разъяснения,
касающиесяся технической стороны его игры.
Первое соло «Память о…» с альбома 1986-го года «С кем ты?» группы «Ария»
(НОТЫ "ПАМЯТЬ О…")
Алик
начинает с того, что кулаком левой руки ударяет по грифу с тыльной его
стороны (часть А). В результате «заводятся» открытые струны и создается
эффект, похожий на звучание колокола. После третьего удара Алик
продолжает делать более быстрые и более слабые постукивания, которые в
результате добавления хоруса «раздуваются», создавая ощущение «шороха».
Затем опять следует сильный удар, и далее Алик играет флажолетную фразу
над четвертым и пятым ладами струн ля, ре и соль. После следующего удара
эта фраза повторяется с небольшим изменением, – в конце Алик берет
флажолет над третьим ладом струны соль, после чего левой рукой несколько
раз подтягивает струну за верхним порожком.
Части B, C и D этой пьесы в тональности ре-минор, с использованием открытых струн.
Каждые первые три такта части В начинаются с
рейка тремя пальцами правой руки к открытой струне ре. Все ноты, за
исключением нижних до и ми, сыграны на струне соль. В четвертом такте
делается рейк по трем струнам одним пальцем, и звучат следующие ноты: ре
на седьмом ладу струны соль, открытая струна ре и нота фа на восьмом
ладу струны ля.
В первом, втором, пятом и шестом тактах части С
Алик играет мелодическую линию на струне соль через «педальную» открытую
ре. А в тактах третьем, четвертом, седьмом и восьмом – мелодию на
струне ре, через «педальную» открытую ля.
Пальцы правой руки – средний и указательный – в
данном случае работают наподобие молоточков, ударяя по струнам на грифе
бас-гитары.
Часть D начинается с восходящей линии, сыгранной
при помощи хаммер-он на струне соль и открытой «педальной» струны ре. Во
второй половине второго такта Алик играет ноту ля на четырнадцатом ладу
струны соль, а затем – ее опевание на стунах соль и ре. В третьем такте
он исполняет при помощи пулл-офф и хаммер-он легатную нисходящую фразу
на семнадцатом, пятнадцатом и четырнадцатом ладах струн соль и ре,
приходя к открытой струне ля. В результате создается доминантовое
напряжение, которое разрешается хаммером от восемнадцатого к
девятнадцатому ладу струны соль и уже знакомым вам по четвертому такту
части В рейком через открытую струну ре.
Часть Е в тональности ля-минор. В басу звучит
открытая струна ля, а вверху грифа, на струнах соль и ре, Алик играет
различные мелодические линии. В конце третьего такта он берет аккорд
ми-мажор (нота си на струне ля – четырнадцатый лад; нота ми на струне ре
– четырнадцатый лад; нота соль-диез на струне соль – тринадцатый лад),
который в четвертом такте разрешается в квинтовый аккорд с открытой
струной ля в басу. В этих четырех тактах большим пальцем правой руки
делайте скользящие легатные движения с нижней струны (ля) к верхней
(соль), а остальные верхние ноты исполняйте при помощи указательного
пальца правой руки.
Далее следует тремоло на струне соль, исполняемое
«по кругу» тремя пальцами правой руки (3-2-1). В начале Алик играет
тремоло на четырнадцатом ладу, затем на двенадцатом, после чего
возвращается на четырнадцатый, и затем при помощи пулл-офф играет
нисходящий пассаж, который приводит к части F.
В части F применяется очень интересный способ
звукоизвлечения правой рукой: большой палец берет различные ноты
аккордов, а другие три пальца правой руки (безымянный, средний и
указательный) играют тремоло на верхней струне. Этот прием используют
классические гитаристы. Если проанализировать партию левой руки, то
можно обозначить гармонию, обыгрываемую в этой части: два такта аккорд
ми-минор, два такта – соль-мажор, два такта – до-септаккорд, и затем
идут два такта, обыгрывающие доминанту. Повторив эту гармоническую
последовательность, Алик «замирает» на нижней ноте соль, после чего
(часть G) делает рейк четырьмя пальцами правой руки по струнам соль и
ре, а левой рукой держит кварту на двенадцатом ладу. Затем он играет
ноты фа-диез (струна соль, одиннадцатый лад), ми и ре (струна ре,
четырнадцатый и двенадцатый лады, соответственно). Заканчивается пьеса
звучанием открытой струны ми и квартовым слайдом к девятому ладу на
струнах соль и ре. Обратите внимание что этот квартовый слайд берется
при помощи слэпового подцепа правой рукой (P).
Второе соло «Амстердам» с альбома ’89-го года «С петлей на шее» группы «Мастер»
(НОТЫ "АМСТЕРДАМ")
Часть А –
быстрый нисходящий пассаж в тональности ми-минор, сыгранный двумя
пальцами правой руки. Сначала Алик, играя линию на струнах соль и ре,
приходит к аккорду си во второй позиции на грифе. Затем он добавляет к
этому квинтовому аккорду нижнюю ноту соль, после чего опять звучит
аккорд, и заканчивается этот пассаж звучанием открытой струны ми и
квартовым флажолетом, взятым над пятым ладом струн ре и соль. Далее
вступают ударные, играющие рисунок на 6/8, и после двух тактов паузы
подключается бас, исполняющий главную тему композиции (часть В).
В главной теме Алик использует аккордовую игру
левой рукой, а подушечками трех пальцев правой руки (указательного,
среднего и безымянного), согнутых вместе, ударяет вверх-вниз по струнам
на грифе бас-гитары. При переходе от аккорда к аккорду звучат открытые
струны ля, ре и соль – они слушаются вполне естественно, поскольку
входят в тональность темы. Обратите внимание на форшлаг (вторая строчка
части В) – он исполняется при помощи щелчков указательным, средним и
безымянным пальцами правой руки. Алик отталкивает пальцы от ладони,
создавая «рычаг» и ударяя ногтями по струнам соль и ре, исполняя кварту
(соль-до). Затем звучит терция (соль-си), также сыгранная на струнах
соль и ре, а после нее – слайд от ля к си на струне ре, с помощью
которого Алик приходит к квинтовому аккорду си на струнах ре, ля и ми.
В средней части пьесы (часть С) первый бас играет
мелодическую линию в унисон с клавишными, а второй – во время звучания
длинных нот (второй, четвертый, девятый и одиннадцатый такты) – делает
различные заполнения:
(НОТЫ FILL 1)
Первое заполнение сыграно при помощи щелчков указательным, средним и безымянным пальцами правой руки.
(НОТЫ FILL 2)
Во втором заполнении используется тот же самый способ звукоизвлечения правой рукой, что и в части F из соло «Память о…».
(НОТЫ FILL 3)
Третье заполнение сыграно при помощи
hard-plucking – жесткого звукоизвлечения правой рукой. Играйте так,
чтобы струны ударялись по порожкам ладов, создавая особый, похожий на
слэповый, призвук.
(НОТЫ FILL 4)
В четвертом заполнении средним и
указательным пальцами правой руки Алик ударяет по открытым струнам ля,
ре и соль, а левой рукой играет хаммеры в верхней части грифа.
Заканчивается часть С клевым, «фирменным пассажем
Алика Грановского», – в правой руке используется рейк для плавного и
быстрого перехода со струны на струну.
Затем следуют репризы частей А и В. В пятом и
шестом тактах части В звучит мелодическая фраза (в начале шестого такта
используйте рейк тремя пальцами на одной струне), которая заканчивается
(седьмой и восьмой такты) быстрым нисходящим пассажем в ми-дорийском
ладе (E, F#, G, A, B,C#, D). – Левой рукой играются, в принципе, простые
линии, но поскольку в правой руке используется рейк, получается
множество «форшлаговых», проходящих нот. Дойдя до ноты ми на двенадцатом
ладу, Алик играет от нее нисходящее глиссандо к открытой струне ми, а
затем восходящее, квартами к четырнадцатому ладу струн ля и ре.
Третье соло «Romance» с альбома ‘92-го года «Talk Of The Devil» группы «Мастер»
(НОТЫ "ROMANCE")
Часть А – небольшое «нарастающее» вступление, основанное на квинтовом аккорде си.
Далее звучит тема, сыгранная на безладовом басу (часть В),
– Алик исполняет очень красивую и эффектную линию на струнах соль и ля,
основанную на мелодическом движении малыми и большими секстами. В конце
четвертого такта звучит арпеджио фа-диез мажорного трезвучия (с нотой
до в басу), которое затем разрешается в тонику си. Поверх тоники, правой
рукой Алик берет флажолет на струне соль: большим пальцем он прижимает
струну над четвертым ладом, а указательным – делает звукоизвлечение.
Часть С сыграна уже на ладовом басу – это
главная тема композиции. В начале первого и третьего тактов берутся
флажолеты над седьмым ладом струн соль и ми, и далее при помощи хаммеров
и пулов исполняется мелодия на струнах соль, ре и ля. В пятом такте
берутся флажолеты над двенадцатым ладом струн соль и ми, а мелодия
смещается на кварту выше. В шестом такте Алик играет в одиннадцатой
позиции, а затем звучит двухголосная нисходящая линия на струнах ля и
соль.
Далее эта восьмитактная фраза повторяется, с небольшими изменениями в последних двух тактах.
В средней части пьесы (часть D) Алик
обыгрывает различные аккорды при помощи рейка тремя пальцами и различных
открытых струн. В четвертом такте этой части присутствует интересный
момент: сыграв ноту до-диез на шестом ладу струны соль, Алик «открывает»
струны соль и ре, исполняя рейк правой рукой, и «закрывает» их нотой
си, на втором ладу струны ля – очень хитрая «штучка».
После части D звучит реприза части С, также исполняемая с небольшими изменениями в седьмом и восьмом тактах.
А затем (часть Е) Алик берет флажолеты над
седьмым и пятым ладами струн соль и ми, после чего тремя пальцами
правой руки делает рейк аккорда фа-диез мажор, с нотой ля-диез в басу
(указательный палец левой руки держит баре на одиннадцатом ладу струн
соль и ре, безымянный прижимает ноту на тринадцатом ладу струны ля).
Этот аккорд разрешается в тонику при помощи хаммер-он на струне ля, от
первого лада ко второму. И в заключении, поверх тоники, Алик опять
исполняет флажолеты правой рукой, только уже над пятым и четвертым
ладами струн ре и соль.
Четвертое соло «Time X» с альбома ‘94-го года «Maniac Party» группы «Мастер»
(НОТЫ "Time X")
Алик
играет это соло на пятиструнном басу с верхней струной си. Здесь все
относительно просто – он играет «перебором» в нижней части грифа (во
второй, пятой и третьей позициях левой руки), используя звучание
различных открытых струн. Два наиболее интересных момента: унисонное
звучание открытой струны си и ноты си на четвертом ладу струны соль, а
также звучащая открытая струна соль при смене аккордов ре-мажор,
до-мажор и си-мажор.
На альбоме «Maniac Party» присутствует еще один великолепный сольный момент – бас-гитарное интро к песне «They Are Just Like Us».
(НОТЫ "THEY ARE JUST LIKE US")
В начале интро (часть А)
при помощи слэпового подцепа правой рукой Алик извлекает квинтовый
аккорд си на струнах ля, ре, соль, и делает восходящее глиссандо,
одновременно исполняя рейк на струнах соль и ре. Получается целый поток
проходящих нот. Этим глиссандо-рейком Алик «въезжает» в ноты фа-диез и
соль (на одиннадцатом и двенадцатом ладах струны соль) и берет открытую
струну ми. Далее он при помощи различных легатных штрихов играет линию,
обыгрывающую аккорд ми-минор.
В третьем такте при помощи рейка исполняются
терции на струнах соль и ре через открытую струну ля, а в четвертом –
также приемом рейк – обыгрывается доминанта (аккорд си-мажор).
Пятый такт – тоника: вначале звучит арпеджио
аккорда ми-минор (на струнах соль, ре, ми), исполняемое при помощи рейка
четырьмя пальцами, затем слайд от соль к ми, после чего внизу берется
открытая струна ми.
В части В двумя пальцами правой руки Алик
играет тему, которая позже проходит в самой песне, – вверху все время
звучит открытая соль, а на струнах ре и ля играются квинты.
Это небольшое, но очень эффектное интро полностью сыграно rubato.
Шестое соло – концертное, с альбома ‘97-го года группы «Мастер»
(НОТЫ "LIVE SOLO")
Оно состоит как бы из нескольких больших частей, сыгранных различными приемами и в различных темпах.
Первая большая часть (с первого по пятьдесят
седьмой такты) почти целиком сыграна слэпом, за исключением тактов с
сорок шестого по сорок девятый (сыгранных пальцевым звукоизвлечением) и
32-х триолей в тридцать третьем, пятьдесят втором, пятьдесят третьем и
пятьдесят шестом тактах (сыгранных при помощи щелчков). Эта большая
часть, в свою очередь, состоит из нескольких более мелких частей:
1) Такты с первого по пятый – вступление,
основанное на хроматическом движении кварт и больших терций, сыгранных
через открытую струну соль.
2) Такты с шестого по тринадцатый и с тридцать
восьмого по сорок первый – линия, основанная на трех нотах: две – это
хаммер-он по струне ре от фа к соль, исполняемые большим пальцем правой
руки, и третья – подцеп открытой струны соль. К этой простой фигуре Алик
добавляет ноты, исполняемые большим пальцем правой руки, а также иногда
заменяет в ней некоторые ноты на «мертвые».
3) В тактах с четырнадцатого по двадцать первый и
с сорок второго по сорок пятый он играет четырехтактные фразы,
основанные на нотах соль минорной пентатоники (G, Bb, C, D, F).
4) Линия в тактах с двадцать второго по двадцать
восьмой также основана на нотах соль-минорной пентатоники. В ней звучат
хаммеры, исполняемые большим пальцем правой руки, и подцепы открытой
струны соль.
5) Такты с тридцатого по тридцать седьмой и с
пятидесятого по пятьдесят седьмой – еще одна тема. Алик делает хаммер-он
на струне ре от пятого лада к седьмому и подцеп ноты до на пятом ладу
струны соль. Затем звучат «мертвые» ноты, и он повторяет этот же самый
паттерн, только вместо подцепа ноты до делает подцеп открытой струны
соль. После трех тактов повторений этого паттерна звучит восходящая
хроматическая линия, основанная на октавах си-бемоль, си, до, до-диез.
Как видите, в основе всех этих частей лежат
достаточно простые принципы слэповой игры, однако сыграть их с той же
скоростью и подачей, с какими их играет Алик, не так-то просто.
После слэповой части барабаны переходят на
half-time (темп становится как бы в два раза медленнее), а Алик играет
длинные ноты с использованием открытой струны ми, флажолетов и простых
созвучий (такты с пятьдесят восьмого по семьдесят восьмой). В этом месте
соло подключается гитара и тоже добавляет сверху различные «широкие»
ноты.
С семьдесят девятого такта по девяносто шестой
Алик играет мелодию, основанную на нотах ми-миксолидийского лада (E, F#,
G#, A, B, C#, D), в конце которой (девяносто восьмой – сотый такты) при
помощи слэпового подцепа правой рукой берет октавы си-бемоль, фа и
фа-диез. В сотом такте барабаны возвращаются к первоначальному темпу, и
далее (в тактах со сто четвертого по сто одиннадцатый) у баса звучит
теппинговая линия, исполняемая на струнах ми и ля. Левая рука играет
квинты, а правая – кварты, – таким паттерном Алик обыгрывает квинтовые
аккорды фа-диез, соль, ля и си.
Далее, начиная со сто двенадцатого такта, Алик
играет различные ноты на струне соль через «педальную» открытую струну
ре. В сто двадцать четвертом такте он переходит на Up-Down, играя
вверх-вниз по двум струнам указательным пальцем правой руки, словно
медиатором. Завершается эта часть длинным нисходящим глиссандо-тремоло,
после чего барабаны опять переходят на half-time, а на басу берутся
открытая струна ми и флажолет над четвертым ладом струн соль и ре.
В тактах со сто тридцать девятого по сто
восемьдесят шестой звучит большая теппинговая часть. В ее основе лежат
простые паттерны, так что я думаю, вы без труда разберетесь с ними и
найдете правильные аппликатуры. В сто восемьдесят седьмом – сто
девяносто первом тактах звучат линии, исполняемые обычным, пальцевым
звукоизвлечением.
Далее звучит цитата из соло «Romance» (такты со ста девяносто второго по двести второй).
В двести третьем такте вступают барабаны,
играющие рисунок на 6/8, и начиная с двести седьмого такта, Алик играет
вариацию главной темы из соло «Амстердам». В двести восемнадцатом –
двести девятнадцатом тактах звучит арпеджио ми-мажорного трезвучия,
верхняя нота которого (ми) берется теппингом правой руки.
Затем, вплоть до конца соло, Алик играет уже
знакомые вам слэповые фразы, но с небольшими изменениями и «добавками».
Обратите внимание на паузу в двести сорок пятом такте, – я думаю, в этот
момент Алик повернулся к барабанщику и подал ему знак, что пора
«завязывать».
Седьмое соло «Никто не забыт, ничто не забыто», состоящее из двух частей, записано на альбоме ‘99-го года группы «Мастер»
(НОТЫ "НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО")
Первая
часть этого соло сыграна слэпом. Если вы изучили слэпы Алика из
концертного соло, то без труда разберетесь и с этими. Хочу лишь обратить
ваше внимание на часть С, в начале которой звучит вариация слэповой
линии, присутствующей на концертном соло. Заканчивается эта часть
(вторая вольта) быстрым слэповым паттерном с использованием «мертвого»
хаммера левой рукой (L).
Со второй частью этого соло, я думаю, у вас также
проблем не возникнет. В ней используется тот же самый принцип
звукоизвлечения, что и в части F из соло «Память о…», – большой палец
правой руки исполняет ноты арпеджио аккордов, а безымянный, средний и
указательный – тремоло верхних нот.
Обратите внимание также на верхнюю строчку – это
искусственные флажолеты, записанные наложением. Кстати, если вы хотите
узнать, почему все звучит так круто и необычно, прочитайте интервью с Аликом Грановским, в котором он помимо других интересных вещей рассказывает о том, как записывал это соло.
Заканчивается пьеса квинтовым аккордом ля (сыгранным при помощи рейка тремя пальцами) и искусственными флажолетами ми и ля.
Ну а теперь пришло время вам взять в руки
инструменты и попробовать все ЭТО сыграть. В заключение я хотел бы
сказать еще об одной веши. Безусловно, игра и техника Алика Грановского
фантастичны и впечатлающи – вне всякого сомнения! Однако помимо всех тех
технических аспектов, о которых я рассказал, в его игре присутствует и
другой, пожалуй самый важный – тот, что делает его игру МУЗЫКОЙ, –
глубина и осознанность. Это то, что объяснить, рассказать о чем – просто
невозможно. И как этому научиться, я тоже не знаю...
РАСШИФРОВКА СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ:
Sl. – слайд
H – хаммер-он
P – пулл-офф
8 --> – звучит на октаву выше, чем написано
Let Ring – оставить все ноты звучать
Vib. – вибрато
Rit. – замедление
x – «мертвая» нота
Слэп:
P – слэповый подцеп струны
T – слэповый удар большим пальцем. В случае когда вся часть сыграна слэпом специально не обозначается
Тэппинг:
L – левая рука
R – правая рука
P.S.: ВОСЬМОЕ СОЛО АЛИКА ГРАНОВСКОГО
В ответ на
публикацию статьи "Семь бас-гитарных соло Алика Грановского" мной было
получено большое количество отзывов. Помимо слов благодарности и
различных конструктивных предложений, в ряде писем содержалась также и
просьба - включить в материал транскрипцию соло Алика Грановского из
"Песни мертвых", - композиции группы "Мастер". Принимая во внимание
большой интерес, вызванный публикацией настоящего материала, сообщаю о
выполнении этого пожелания, и с удовольствием представляю вашему
вниманию транскрипцию вышеупомянутого соло. А точнее - две транскрипции:
(НОТЫ "ПЕСНИ МЕРТВЫХ")
Первая (часть А) - студийная версия басового соло с альбома "Песни мертвых" 1997 года, группы "Мастер".
Вторая (часть В) - имеющий некоторые отличия, "живой" вариант, присутствующий на концертном альбоме "Мастера" 1997 года.
Предваряет соло (первые восемь тактов каждой
транскрипции) клевый бас-гитарный рифф, исполняемый при помощи
"педальной" струны ля и кварт на струнах ре и соль. Открытую струну
извлекайте большим пальцем правой руки, а ноты на верхних струнах -
указательным и средним.
На протяжении четырех последующих тактов звучит само соло:
В первых двух Алик исполняет линию, основанную на
ля-минорной пентатонике (A, C, D, E, G) (с проходящими нотами соль-диез
и ре-бемоль). Нижняя ля - открытая струна. В конце второго такта звучит
полутоновый бенд (подтяжка) на двенадцатом ладу струны соль и пулл-офф к
фа. В третьем такте Алик играет рейковый паттерн, аналогичный паттерну
из концовки своей пьесы "Амстердам". И в завершении (последний такт)
звучат ноты в верхней части грифа (на струнах ре и соль), исполняемые
через открытую струну ля.
Успехов!
|