Как и любое явление, джазовое исполнительство имеет свою четко организованную структуру и поддается изучению. Импровизация, как свободное изложение сиюминутных жизненных впечатлений, – есть основа данного явления.
Что же такое импровизация и как можно этому научиться? Как наиболее эффективно выстраивать свои уроки гитары, чтобы добиться максимального результата?
Ваш занятия джазом на гитаре начинаются с понимания базовых
принципов. Проведем небольшую аналогию с изучением иностранного языка.
Говоря на своем родном языке, люди думают лишь о смысле сказанного (в
лучшем случае). Средства, такие как фразеологические обороты или члены
предложения, в речи четко и интуитивно выстроены, хотя в процессе
разговора они не несут никакой интеллектуальной нагрузки. Когда
возникает необходимость в изучении другого языка, приходиться вникать в
логику его построения, нарабатывать словарный запас, учиться читать,
писать.
Музыка – это язык эмоций. Не совсем
привычный, но именно язык. Интернациональный, со своими канонами и
способами записи. Со своей историей и логикой построения. Джаз по сути – это современная классика.
Вспомним, что музыка прошлого зачастую была импровизационна, начиная с
барокко и кончая эпохой ренессанса и классицизма. Самой импровизации
отводили разное место: это могли быть и каденции в классических
концертах, и свобода выбора мелизмов в эпоху барокко и ренессанса.
Искусство джазовой импровизации
Итак, искусство джазовой импровизации состоит из: ритмической организации, гармонических структур, мелодических оборотов и конечно техники исполнения на конкретном инструменте, а также развития слуха. В этом смысле гитара
достаточно полифонична, как и фортепиано. При этом она обладает
богатыми мелодическими возможностями и достаточной техничностью.
Джаз на гитаре начинается с аккомпанемента.
Здесь важно понять основные принципы сопоставления аккордов, их
расположение на гитаре, способы гармонических замен, способы расширения
внутри одного аккорда, создание басовой линии, удержание мелодических
голосов, сопоставление ритма и гармонии.
Необходимо наработать запас "дежурных" оборотов и разобраться в том,
как можно их спонтанно изменять (см. нотные примеры ниже). Не стоит на
начальном этапе своих уроков гитары слишком углубляться в одну из составляющих, важно сформировать первичное видение системы в целом.
Все варианты могут использоваться с басом (пустой кружок), либо без
него. Как правило, басовую партию исполняет контрабас, бас-гитара, либо
фортепиано и дублировать на гитаре её нет смысла.
Изучение мелодики (гаммы, лады, арпеджио, опевания, мелизматика, бенды, ритмика, слайды, вибрато, приемы "пул он", "пул оф") имеет два подхода. Это изучение стандартных фраз-заготовок, а также – гамм и арпеджио.
Обычно оба подхода легко совместимы. Чем удобнее физически играть
тот или иной пассаж, тем легче привязать это к внутреннему слуху. Свои уроки гитары очень полезно выстраивать таким образом, чтобы "пропевать" во время уроков то, что играешь – это формирует взаимосвязь
между руками и ушами. Полезно разбивать стандартные фразы на элементы и
доводить каждый фрагмент до понимания его составляющих.
У каждого джазового исполнителя свои ориентиры, что
зависит от системы мышления. Кто-то опирается на визуальные конструкции
левой руки при обыгрывании аккордов, кто-то выстраивает ритмические
картины.
Лично мне удобно мыслить ступенями и вокруг них выстаивать обе
схемы. Например в аккорде Am7 легко услышать базовые ступени. Это может
быть 4 ступень нота ре и 9 ступень нота си. Вокруг этих двух нот в
"словарном запасе" есть различные варианты мелодического движения.
Причем, если мыслить таким образом, стираются рамки позиционности,
так как "геометрия" движения левой руки будет сходной при "обыгрывании"
этих нот в любом месте грифа. Если "привязать" подобную схему движения
к внутреннему слуху – это станет еще одной ступенькой вверх по лестнице импровизационного искусства.
Есть еще один важный момент, который никогда не стоит забывать во время своих гитарных уроков: музыка – это язык чувств и эмоций, и все, что
бы Вы ни играли, должно иметь эмоциональный отклик у слушателя. Что
прочувствованно, – то никогда не забывается. И конечно, же побольше
практики, побольше свинга, легкости на подъем и импровизации.
|