Каждый гитарист,
занимающийся на гитаре уже довольно продолжительное время, как правило
рано или поздно упирается в своеобразный "потолок", когда уже просто
энтузиазм и упорство дают очень слабый результат. Имеется потребность
совершенствоваться и дальше в гитарном мастерстве, но не совсем
правильно выбрана точка приложения усилий – возникает ощущение не до
конца реализованного творческого музыкального потенциала.
Давайте вместе попробуем выяснить, что же именно так часто мешает обучаемому игре на гитаре выйти на новый уровень в гитарном исполнительстве. Рассмотрим ниже несколько типичных, жизненных ситуаций.
СИТУАЦИЯ №1
Мои уроки на гитаре
начались в раннем детстве, когда все, включая родных, знакомых и просто
соседей были если и не явно, то достаточно понятно против моих гитарных экспериментов (как их тогда называли).
"Ты только себе пальцы испортишь!" (сосед). "Для
подъезда сойдет" (отец). "Ну сколько же можно играть – уже голова
болит!" (уставшая бабушка). Эти и многие другие подобные высказывания,
тем не менее, не отвратили меня от многочасовых и даже часто весьма
утомительных ежедневных занятий на гитаре. Наоборот, чем больше я слышал данных "приятных" фраз, тем больше мне хотелось научиться играть на гитаре так, чтобы нравилось всем! Тем руки становились послушнее, душа – тоньше, а игра – глаже.
Урок Первый
Если вы хотите чего-нибудь серьезно добиться в своем продвижении на гитарном поприще – ищите, никогда не уставайте искать средства и способы реализации ваших музыкальных
амбиций. Адекватно оценивайте критику окружающих вас людей, не
воспринимая подобного рода информацию негативно. Относитесь к ней, как к
своеобразному стимулу и неотступно двигайтесь к намеченной цели. Со
временем ваши воля и ум укрепятся, а сознание увидит самый краткий и
эффективный путь достижения цели.
СИТУАЦИЯ №2
Мне случилось поработать преподавателем одного среднего музыкального учебного заведения. Однажды, проводя урок с одним из своих учеников, я попытался провести аналогию между музыкой и концепцией внутреннего самораскрытия потенциала адепта посредством музыки.
Идея состояла в том, что в принципе, не существует таких понятий, как
ученик и учитель. Реально существует только путь, по которому движутся
они оба. И разница лишь в том между ними, что они находятся в разных
точках этого пути. Целая философия, в общем.
В самый важный момент нашей беседы, воздух
разрезает пронзительный визг коллеги-баяниста за стеной: "Ты чё тупой
такой! Считаю еще раз: РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ!" Минута молчания…
Урок Второй
Попытайтесь постоянно держать в уме, что в музыке главная составляющая – это, конечно, расслабленность. Без нее не будет креатива и легкости течения музыкальной мысли.
Поэтому постарайтесь не отбрасывать ничего из той информации, которая,
так или иначе, приходит к вам извне. Пытайтесь извлечь пользу изо всего,
ища доступные варианты решения поставленных вами музыкальных и творческих задач.
СИТУАЦИЯ №3
Рассмотрим
пьесу в двух действиях, постановка которой происходит во время одного из
экзаменов по специальности у студентов среднего музыкального учебного заведения - музучилища. Гитаристы сдают, как и полагается, со всеми народниками.
ПЕРВЫЙ АКТ. Студенты пытаются выступать. Первым
играет Вася – студент первого курса. Играет на баяне. Играет плохо,
очень плохо. Его педагог, он же завкафедрой, он же директор данного
заведения, натужно пытается помочь своему ученику всеми движениями
своего тела. Мотается в такт голова, нервно перебираются пальцы,
туловище принимает направление в сторону Васи – в общем, моральная
поддержка и т.д.
Второй играет Оля – балалайка, третий курс.
Обстановка та же, с разницей в том, что теперь голова мотается у другого
педагога. Остальные – как влитые – оценивают.
Что же делать? Сижу со скучающим видом,
наслаждаюсь природой за окном. Там все красиво; май расцветает, через
форточку доносится дуновение мягкого ветерка. Весенняя атмосфера и
прущий своим ходом экзамен студентов музучилища вызывают в моей душе
чувство небольшого дискомфорта.
ВТОРОЙ АКТ. Собственно говоря, апогей всего
спектакля. ОБСУЖДЕНИЕ. Строгие лица, важные интонации, куча
профессиональной лексики. Говорят о ритме, мелодике,
фразировке, динамике и т.п. Не забывают также такие важные моменты, как
посещаемость и старательность. Оценивают в баллах (в чем еще?)
Что остаётся? Сижу, наслаждаюсь видом цветущей
яблони за окном. Громкий голос завкафедрой: "Вы с коллективом или как?
Какую вы оценку поставите Оле?" Я, подумав, говорю (честно): "Всем
двойки, что здесь обсуждать. Жене – пятерку". Мгновенная тишина, все
настороженно смотрят в сторону главного… Приговор: "С вами все понятно".
Пьеса продолжается.
Урок Третий
Никогда и никому не выносите никаких суждений и приговоров. Любое суждение, особенно в музыке,
убивает творческий потенциал. Смело общайтесь, не придумывайте себе
стереотипов, анализируйте, верьте своей интуиции. Пусть ваш разум будет
открыт для всего нового и конструктивного! Иначе вы сами себя загоните в
прокрустово ложе своих же концепций!
НЕСКОЛЬКО СЛОВ В ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как
всегда, конечно, в каждой шутке есть доля шутки. Ну а если серьезно:
для того, чтобы улучшить ваши слуховые, двигательные ощущения во время игры на гитаре, есть крайне эффективный прием. Это игра на гитаре с завязанными глазами.
Выстраивая свои уроки на гитаре
подобным образом, вы не только активируете свой двигательно-тактильный
потенциал, но и создадите стимул для развития своеобразного "внутреннего
видения" во время игры на гитаре.
Практика показывает, что позанимавшись на гитаре таким образом 30 и более минут, вы невольно перестроитесь на иное восприятие музыки на гитаре. Возникнет устойчивое ощущение, что вы "видите" ноты на гитаре пальцами, а не глазами.
Полезно использовать данную методику в любой период своего обучения на гитаре.
Удачных вам творческих побед!
|